Газета "Курьер"
№ 16 (1650)   19 апреля 2000 года

Кубок невестыИз коллекции Д.Г.Бурылина

У древних германцев был красивый обычай: мужчину и женщину (супругов, влюбленных) за праздничным столом усаживали рядом и подавали кубок - один на двоих. Со временем обычай утратился, но по традиции из одного бокала пьют молодожены. В Германии свадебную чашу называют “кубок невесты”.

Об одном из таких кубков из коллекции Д.Бурылина, хранящемся в запасниках Ивановского художественного музея, и вспомнили его сотрудники, когда учителя города попросили их устроить для школьников выставку немецкого декоративно-прикладного искусства. “Кубок невесты” - так назвали и саму экспозицию, которую ивановцы видят впервые. Последний раз представленные здесь вещи выставлялись в Музее редкостей и древностей промышленности и искусства еще до революции. А часть экспонатов предоставлена Кинешемским художественно-историческим и Шуйским краеведческим музеями.

Открывает экспозицию самый древний предмет немецкой коллекции Д.Бурылина - символический топор рудокопа из слоновой кости (перв. пол. XVIII в.), принадлежавший одному из германских курфюрстов. По праздникам они специально надевали костюмы рудокопов, чтобы показать, что горному делу Германия обязана своим богатством и благополучием. Понятно, что символические наряды знати были изысканны и богато украшены. В Германии, в знаменитой сокровищнице саксонских курфюрстов “Грюнес Гевельбе”, я видела такие же символические топорики, но инкрустированные золотом и драгоценными камнями.Из коллекции Д.Г.Бурылина

И кубки из слоновой кости в оправе из позолоченного серебра на выставке в художественном музее точь-в-точь как те, что видела в “Грюнес Гевельбе”. Та же слегка изогнутая форма, сохраняющая естественную форму бивня, из которого сделана его основа. Те же фигурки рыцарей, охотников и мифических героев, вырезанные на стенках и крышке...

А фарфоровые статуэтки, представленные на выставке, можно разглядывать часами: так мастерски выписаны на них тончайшие узоры. Кстати, сотни мелких деталей мастера на фарфоровых фабриках в Германии до сих пор делают вручную.

“Белому золоту” Саксонии - знаменитому фарфору - отведена отдельная часть экспозиции. Совершенные изысканные произведения Мейсонской королевской фарфоровой мануфактуры здесь соседствуют сИз коллекции Д.Г.Бурылина “пышными” декоративными изделиями Берлинской королевской мануфактуры.

Прекрасно дополняют экспозицию гравюры немецких художников с видами старинных замков, соборов, городов (в том числе цветные литографии Дрездена). А еще - роскошные немецкие книги и альбомы по искусству (XIX - нач. XX вв.). Запомнилась серия альбомов “Привет из Альп” немецкой художницы Мици Вунш. Путешествуя, она делала любопытные портретные зарисовки: простые, слегка сентиментальные лица немецких бюргеров, красивые, словно с рождественских открыток, детишки. Эти бесхитростные портреты очень оживляют экспозицию, напоминают, что когда-то все эти вазы, статуэтки и сервизы украшали быт этих людей. И белокурые немецкие девчушки с портретов держали в руках такие же изящные фарфоровые чашки, которыми мы любуемся сейчас. А к хрустальному кубку когда-то прикасались губы счастливой невесты.Из коллекции Д.Г.Бурылина

Ольга БАЛАНДИНА.
Фото Владимира ЕГОРОВА.

Из коллекции Д.Г.Бурылина

Ивановская областная еженедельная рекламно-имформационная газета "Курьер"
Hosted by uCoz