Газета "Курьер"
№ 16 (1650)   19 апреля 2000 года

Уходящее времяАвтопортрет

В пятницу в Музее ситца открылась выставка картин ивановского художника Вячеслава Пешева. И зрители, многие впервые, увидели его в абсолютно новом качестве. Потому что для большинства из нас участник, лауреат и дипломант множества текстильных салонов, в том числе Всероссийского конкурса кроков, член Союза дизайнеров Вячеслав Пешев существовал, как очень талантливый художник по тканям. А тут приоткрылся яркий, самобытный живописец, осмысливающий жизнь.

У Бориса Гребенщикова есть песня с идиллической картиной с лазурным морем и белым пароходом.

«А снизу плывет морской змей
И тащит его за собой,
Но если об этом не знать,
Можно долго быть молодым».

Так вот, Вячеслав Пешев в этом смысле, судя по его картинам, далеко не молод. Та нечисть, что тащит нас всех за собой, и привлекает, главным образом его внимание. Открывается выставка «Искушением» с Сатаной, в долгом раздумье смотрящим на яблоко. Атмосфера большинства картин - давящая, удушливая, тесная. Притом самые, казалось бы, фантастические вещи - пожалуй, лишь притчи о нашей жизни. И «Уходящее время» в виде кровожадного, безжалостного монстра. И очень страшный«Вселенская глупость, или Переход белого медведя через Арктику» «Поиск идола». И глобальная «Вселенская глупость, или Переход белого медведя через Арктику» с этим самым переходящим медведем, отростком с глазами, пересекающим всё полотно, и печально смотрящим из угла на вселенскую глупость, жуть и суету старым, седым, длинноволосым бродягой Высоцким. Через множество картин, где демонический мир или вторгается в привычную реальность (например, в портрете «Ксения» - тонкой, одухотворенной, исполненной печали скрипачки, где на заднем плане клубится всякая нежить), или подразумевается (как в «Майской ночи»), или становится основным содержанием (как в «Первом вылете» только родившегося бесенка), художник ведет зрителя к центральному, евангельскому триптиху выставки. Об этих картинах, очень лаконичных и емких, - особо.

Вот страшный мир «Рождения», встречающий младенца-Христа крестами. Сверху - взгляд Отца, сбоку - ухмыляющийся демон, снизу, у подножия крестов - люди, реакция большинства которых на Христово Рождество, может быть, и есть здесь самое пугающее. Но физически ощущаемая непомерность и кровавость «Голгофы» с огромными массивными, неподъемными крестами и гвоздями, от которых начинают болеть собственные ладони, заставляет верить и «Вознесенью», где лишь Небо и милостивый Христос посреди разлетевшихся в осколки тех самых, казавшихся в «Голгофе» вечными, крестов.

- Я не из тех, кто пишет легко и быстро, - говорит Вячеслав. - Каждая работа - плод долгих размышлений о жизни, времени, о себе. На выставке представил картины, выполненные в разных техниках. Мастерской у меня нет, пишу дома. Дети выросли, поэтому пришлось от крупных полотен переходить к небольшим по формату картинам. На этой выставке мне было важно не просто показать сделанное за долгие годы, но и увидеть в зрителе единомышленника.

Судя по открытию, это автору вполне удалось. Выставка продлится до конца мая, и каждый желающий сможет с ней познакомиться.

Валентина ОХОТНИКОВА,
Роман ОХОТНИКОВ.
Муза художника

Ивановская областная еженедельная рекламно-имформационная газета "Курьер"
Hosted by uCoz