«Знак и символ»: ее название
звучит, согласитесь, не очень-то зазывно. Не менее
академичен и подзаголовок: «выставка-концепция
развития изобразительного мышления». Тем не
менее стоит придти сюда, в культурный центр
«Ювента» ИГТА, чтобы увидеть в действии, в
практическом воплощении философию художника и
педагога Юрия Ермилова. А она здесь во всем: от его таблиц с
вариантами символов и «вязей» - до икон и картин.
Собственно, все они под знаком символа: ведь и
иконные образы, и буквенные начертания, и
эмблематика вплоть до геральдических знаков - не
что иное по сути, как разного порядка (и степени)
символы. Автор в этом убежден, да так оно и есть на
самом деле. Юрий Ермилов сознательно приглашает
зрителей проследить «растяжку» символики на
способе изображения предметов в своих картинах.
Чаще всего это рыбы (образ для него изначально
символически значимый: раннехристианский знак
Христа). Интересно видеть, как они постепенно
превращаются в «не рыбы», в символы с оболочкой
собственных силуэтов (от «Трагедии моря (семья)»
до «Апельсины,
лимон, рыба» и наконец, к «Два знака И.Христа в
нехристианской стране»). Такая наглядная
«эволюционность» лучше всяких слов представляет
теорию философа-художника Ю.Ермилова (а эта
теория - как раз противница вербального - то есть
словесного - способа самовыражения). Тут мы и
подошли к сути кредо художника, скорее даже, его
учения.
Изобразительное мышление - это, по
словам Ермилова, когда человек, видя перед собой
ту же картину, не проговаривает при этом про себя
изображенное, а... видит. Видит и понимает ее суть,
не прибегая при этом к внутреннему болтливому
«переводчику» на словесный.
Вообще, теория Ермилова исходит из
того, что сначала возникло письмо
(протописьменность), а уже потом речь.
Соответственно, изначально и истинна первая
«природа», дающая возможность познания (даже
«богопознания»): «символическое видение мира в
зримых знаках», которое «являет...
надэстетическое ощущение и знание красоты - истины - бытия...»
Такое видение напрямую («изобразительное
мышление») легло в основу его практикующей
дисциплины - изограмматологии, которой художник,
философ, искусствовед (а сколько осталось еще за
скобками!) Ермилов обучает как детей, так и
взрослых. «Нерисующие»
дети перестают робеть и начинают делать сложные,
- но символические - иллюстрации не хуже
«рисующих», когда те делают их «в традиции».
Возможность познавать символы не просто учит
детей быстрой реакции и т.д.: она словно открывает
какие-то «забитые» каналы - и человек начинает
видеть мир объемно. Это точка отсчета иного
описания мира. Честного, истинного, без
многосмыслия. «Забалтывание» опасности, а также
всяческие подмены, подтасовки ценностей
(имитация творчества в их числе), возникающие из
подмены понятий (когда
любовью, к примеру, называют партнерство, а
счастьем - кайф: вот то, против чего борется своей
системой Ермилов. Апокрифическое сознание? (А
находятся и те, кто обвиняет его чуть ли не в
каббалистике). А может, просто «хорошо забытое
старое»? Взять такое вот утверждение художника:
«Вне категорий добра и зла все-таки не существует
красоты истинной». А болтливость в голове, все
эти шумы сознания - это ведь действительно
приобретенное, более поздние слои (вспомните
себя ребенком). Так не к вам ли самим - только
более ранним, более чистым, открытым миру - ведет
такая простая «сложная система» Ермилова?
(Кстати, через нее прошло уже около 700 человек,
многие из которых потом выявили в себе
неожиданные таланты). Может быть, так учатся
видеть «графический узор вечности» взамен
«краски временности» (В.Набоков)?
А сам он, может быть, из тех, кто
«склонен видеть деревья там, где мы склонны
видеть столбы»?
Любовь СМУЛЬСКАЯ.